-
Джаз без трубы
13 марта 2018 Новости
-
Из 58 компаний, которые за последние три года привлекли инвестиции через нашу краудинвестинговую площадку, было всего шесть «женских». В среднем — 18 млн рублей каждая. Это примерно на 10 млн рублей меньше, чем любой из «мужских» проектов. Почему не стоит бояться финансировать бизнес женщин? Вот пять причин.
Избегают ненужного риска
«У женщины, в отличие от мужчины, сильно развит инстинкт самосохранения, а в бизнесе это является основой выживания», — объясняла создательница бренда Gladio Виктория Квинт, немка по происхождению, специально приехавшая в Россию делать бизнес. «Академия спорта Кости Цзю», которую она создала и которой руководит, производит инновационные продукты питания. Бизнес непростой, если учесть, сколько нужно оформлять для «продуктового» проекта разрешений, проходить проверок и согласований. Презентовать такой проект, как, впрочем, и любой другой, непросто. И все же Квинт это не смутило. Полгода назад она зарегистрировалась на StartTrack и получила от нескольких частных инвесторов деньги на пополнение оборотных средств. По ее словам, в некоторых случаях доверие к женщинам даже больше, чем к мужчинам: женщины более дисциплинированны и проницательны, у них хорошо развито «чувство рынка», они усидчивы, трудолюбивы. Но главное — осторожны. И прежде, чем принять рискованное решение, сто раз подумают. Для молодых компаний иметь руководительниц с такими качествами — большое преимущество. А для инвестора это еще и гарантия того, что его деньги не потратят впустую.
У женщины, в отличие от мужчины, сильно развит инстинкт самосохранения, а в бизнесе это является основой выживания.
Чемпионы по красоте и здоровью
Есть области, где женщины традиционно доминируют, — это медицина и индустрия красоты. Что и понятно: в этих видах бизнеса женщины могут проявить изначально присущие им особенности характера и социального поведения. Среди проектов, которые привлекли инвестиции на StartTrack, есть три частные клиники и три интернет-магазина косметики. Пять из них основаны женщинами и лишь один — мужчиной. Прошлой осенью Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) тоже инвестировал в проект, основанный женщиной, — интернет-сервис Pharmznanie. Он предлагает онлайн-обучение для специалистов, работающих в фармацевтической сфере. Если женщина открывает салон красоты, ресторан, медицинский центр или магазин косметики, инвестору не нужно лишний раз убеждаться, насколько хорошо она понимает своих клиентов. А вот мужчине-предпринимателю, работающему в чисто «женской» отрасли, задать такой вопрос вполне резонно. Доверия к нему будет больше, если управление компанией и разработку основных технологических процессов он все же передаст женщинам.
Настроены на серьезные отношенияБольшинство женщин относятся к своим проектам как к детям. Если и поделятся с кем-то долей в бизнесе, то только с теми, кто так же, как они, будет болеть за проект душой. Хорошо это или плохо? Как посмотреть. Есть же негласное правило среди инвесторов, приходящих в молодую компанию во втором-третьем раунде: на ранней стадии у фаундера должно быть не менее 70%. Если доля слишком мала, предприниматель может потерять мотивацию, а значит, не будет активно продвигать свой бизнес.
Вот история Анны Симаковой, совладелицы и генерального директора реабилитационного центра «Три сестры», в котором лечатся люди, получившие инсульты и травмы (в центре практикуется интенсивная физическая терапия с использованием американских методик лечения). За все время существования проекта его основателям пришлось пройти через десятки переговоров с инвесторами. Среди них большинство было тех, кто хотел идти в медицину, так как видел перспективность вложений в эту отрасль.
С одной стороны, медицинская индустрия по всем макроэкономическим показателям обещала и до сих пор обещает высокую маржинальность. Но с другой — это был молодой проект, долю в котором можно было купить за небольшие деньги, а потом продать ее в разы дороже. С такими инвесторами «Три сестры» договориться не смогли. Два года назад они нашли, что говорится, «своих» инвесторов. Эти люди не предложили тут же сесть за стол переговоров. Сначала они приезжали в центр под видом родственников пациентов, просили провести для них экскурсию, показать, что как работает, организовать встречу с докторами. После этого изучали конкурентов и только потом выходили на основателей проекта.
В отличие от мужчин, у которых на первом плане — сама сделка, женщины будут вести переговоры с теми, кто продемонстрирует долгосрочный подход к бизнесу. Им важно не только знать, сколько и на каких условиях будущие партнеры дадут денег, но также понимать их ценности, подход к управлению, личные ожидания.
Не пускают пыль в глазаОльга Флер, основательница аукциона благотворительных встреч Meet for Charity, со своим инвестором познакомилась по скайпу. Это лишний раз развенчивает миф о том, что к встрече с будущим партнером нужно как-то по-особенному готовиться. Что касается дресс-кода, то в Силиконовой долине, например, все ходят в кроссовках, шортах, белых футболках или толстовках с логотипом своего стартапа. Там, если человек разоденется на встречу с потенциальным партнером, его могут и не понять.
Инвестором основательницы Meet for Charity стал бизнес-ангел Борис Жилин. «Думаю, он просто хорошо разбирается в людях и понял, что у меня серьезные намерения», — так Флер объясняла, почему именно ей Жилин дал конвертируемый заем в 250 тыс. долларов. Чтобы привлечь инвестора в свой проект, считает Флер, не надо ничего придумывать: выдавать себя за более опытную, чем на самом деле, или обещать что-то нереальное. Достаточно составить грамотный бизнес-план и четко, буквально на пальцах доказать, почему у твоей компании есть перспективы роста.
В Силиконовой долине, например, все ходят в кроссовках, шортах, белых футболках или толстовках с логотипом своего стартапа. Там, если человек разоденется на встречу с потенциальным партнером, его могут и не понять.
Прирожденные миротворцы
Далеко не все инвесторы хотят устанавливать тотальный контроль над компаниями, в которых есть их доля. Решение вполне здравое: пытаться получить доход раньше ожидаемого срока, предлагать свои идеи, вмешиваться в операционную деятельность — так можно и разрушить бизнес. Но если в команде проекта есть хотя бы одна женщина, инвестор может спать спокойно: она прекрасно проведет любые переговоры и сбавит градус страстей во время мужских дебатов. Мужчины — воины по своей природе, женщины — миротворцы. Они знают, как закончить встречу на позитивной ноте: вовремя закажут кофе или переведут разговор в другую плоскость. Не зря же говорят: «Переговоры без женщины — все равно что джаз без трубы». Чертовски верно!
Последние комментарии
Дмитрий: Ого! Я и не знал что в соцсети Facebook существует »
Игорь: Если я не ошибаюсь в ювелирных продаются спецсалфе »
анатолий: депозит.как я понял из публикаций-передача своих д »